Что случилось с ценами на бензин в 2023 году в России? Почему продолжает расти стоимость топлива? Что будет дальше? Смогут ли власти страны остановить подорожание бензина в ближайшее время? Подробнее об этом расскажем ниже.
- Что происходит с ценами на бензин и топливо в РФ в 2023 году
- Почему стоимость бензина продолжает расти: последние новости
- Как изменились цены на бензин сейчас – каких отметок достигли
- Путин призвал остановить повышение цен на бензин в России
- Что будет со стоимостью бензина осенью 2023 года – свежий прогноз
- Перестанет ли дорожать бензин – мнение эксперта
Что происходит с ценами на бензин и топливо в РФ в 2023 году
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 26 сентября наблюдался интересный перелом в оптовых ценах на бензин и дизель. После недавнего спада цен, данные площадки свидетельствуют о их восстановлении.
Стоимость бензина марки АИ-92 увеличилась на 2,06% и достигла отметки в 56,5 тыс. рублей за тонну. Бензин марки АИ-95 подорожал на 1,27%, достигнув 58,8 тыс. рублей. Цена на летний дизельный топливо поднялась на 1,17% и составила 61,5 тыс. рублей.
Важно отметить, что оптовые цены на топливо в России росли значительно до 20 сентября, однако на прошлой неделе они резко упали. Например, стоимость бензина марки АИ-92 снизилась на 6,8%, с пиковых 70,5 тыс. рублей за тонну (которые были зафиксированы 18 сентября) до 65,7 тыс. рублей за тонну. Бензин марки «Премиум-95» подешевел почти на 10% по сравнению с рекордными уровнями (76,9 тыс. рублей за тонну 7 сентября), достигнув 69,3 тыс. рублей за тонну. Дизель снизился в цене на 2,12%, опустившись до 73,5 тыс. рублей за тонну.
Общая тенденция за прошлую неделю указывает на значительное снижение цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 на бирже — более чем на 20%.
Почему стоимость бензина продолжает расти: последние новости
15 сентября появилась информация о том, что правительство Российской Федерации рассматривает возможность повышения экспортной пошлины для всех нефтепродуктов до $250 за тонну, что существенно выше текущих ставок ($6,4 для светлых нефтепродуктов и масел, $21,4 для темных). Это предложение рассматривается как одна из возможных мер для снижения цен на топливо внутри страны. Даже сама возможность введения таких «кардинальных мер», как выразился вице-премьер Александр Новак, оказала охлаждающее воздействие на рынок, и цены на топливо на бирже начали падать.
Затем, 21 сентября, власти приняли решение ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Это было сделано с целью удовлетворения внутреннего рынка топлива и, следовательно, снижения цен для потребителей. Для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство также увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу.
Павел Сорокин, замминистра энергетики России, объяснил рост стоимости топлива тем, что с начала лета произошла значительная девальвация рубля, что повлияло на цены на нефтепродукты. Он подчеркнул, что это касается не только бензина и дизеля, но и темных нефтепродуктов, которые играют важную роль в экономике страны. Курс рубля также влияет на цены на нефть, и налоги, собираемые из нефтяной отрасли и составляющие 40% федерального бюджета, связаны с долларовой ценой на нефть.
Одной из причин увеличения цен на дизельное топливо, по мнению Сорокина, является дефицит этого вида топлива на мировых рынках, особенно в Европе. Он также отметил, что серый экспорт, при котором недобросовестные участники покупают товар на внутреннем рынке и вывозят его за рубеж, также влияет на рост цен.
Аналитик Сергей Кауфман из ФГ «Финам» объяснил текущее повышение цен на топливо двумя факторами. Во-первых, участники рынка ожидают снятия запрета на экспорт в ближайшее время. Во-вторых, снижение цен увеличило спрос на топливо. По его мнению, потенциал снижения оптовых цен еще не исчерпан.
Следует отметить, что временный запрет на экспорт топлива не распространяется на поставки в Абхазию, Южную Осетию и страны ЕАЭС, и позже из него были исключены судовое топливо, газойль и средние дистилляты. Эксперт Артем Деев из аналитического департамента AMarkets указывает на то, что уже на этом этапе было ясно, как экспортеры могут использовать эту ситуацию в своих интересах. Разница в ценах на топливо на внутреннем и внешнем рынках составляет до 20 тысяч рублей за тонну, что делает экспорт нефтепродуктов выгодным вариантом. В таких условиях запрет на экспорт не смог остановить этот процесс.
С другой стороны, на бирже сейчас достаточно предложения, поэтому не стоит ожидать нового резкого увеличения цен в ближайшее время, считает Деев. Он также полагает, что после завершения посевной кампании цены на дизельное топливо оптовых рынках могут снова начать снижаться.
Как изменились цены на бензин сейчас – каких отметок достигли
С начала текущего года, данные от Росстата указывают на увеличение цен на бензин и дизельное топливо в России на уровне от 9% до 9,4% к 18 сентября. В то же время, общий уровень инфляции за аналогичный период составил 4,03%.
По анализу специалистов из компании «Петромаркет», с января по сентябрь цены на автомобильное топливо продемонстрировали следующие изменения: бензин марки АИ-92 подорожал на 4,23 рубля (+9%), бензин марки АИ-95 вырос на 4,9 рубля (+9,5%), а стоимость дизельного топлива увеличилась на 5,26 рубля (9%).
👉 Читайте также
Путин призвал остановить повышение цен на бензин в России
Принимая меры для стабилизации рынка топлива, президент России, Владимир Путин, выразил свою озабоченность по поводу продолжающегося роста цен на бензин на заправках. В ходе совещания с правительством, глава государства подчеркнул, что причины увеличения стоимости топлива налицо.
«Цены растут, компании стремятся к максимальной прибыли, осуществляя экспорт. Это понятно, и они выполняют свою работу. Однако у нас, с вами и с правительством, есть другие задачи, которые требуют согласованных действий, конечно же, с участием компаний. Нашей целью является обеспечение результатов. То же самое относится и к сельскохозяйственным производителям», — отметил Путин.
Вице-премьер РФ, Александр Новак, отметил некоторые положительные изменения на рынке после 21 сентября. Он сообщил, что биржевые цены на бензин упали на 20%, а на дизтопливо — на 16%. В настоящее время наблюдается небольшая коррекция цен после резкого спада.
Тем не менее, ситуация с ценами на бензин в рознице вызвала обеспокоенность. До 21 сентября цена на Аи-92 составляла 49,7 рубля, а к 26 сентября она уже достигла 51,6 рубля. Путин подчеркнул, что несмотря на принятые меры по стабилизации, цены продолжают расти, что является негативным моментом для потребителей.
Чтобы решить эту проблему, правительство предлагает ряд дополнительных мер:
- Одной из них является корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации, что позволит сделать поставки на внутренний рынок более выгодными для нефтяных компаний.
- Также рассматривается возможность введения заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов в размере от 20 до 50 тысяч рублей с тонны. Кроме того, правительство считает целесообразным ввести полный запрет на экспорт топлива, которое было приобретено на рынке, но не было произведено. Это мера, которая ограничит возможность спекулятивных поставок на экспорт.
Завершая свое выступление, вице-премьер Новак подчеркнул важность совместной работы с Минэнерго, ФНС и ФТС для решения данной проблемы на рынке топлива.
Что будет со стоимостью бензина осенью 2023 года – свежий прогноз
Розничный сегмент столкнулся с рядом сложностей, вызванных проблемами в логистике и обширными экспортными операциями нефтепродуктов. Эту ситуацию анализирует Артем Деев. По его оценке, повышение оптовых цен серьезно пошатнуло финансовое положение некоторых сетей АЗС, однако в большинстве регионов ситуация пока остается устойчивой, и скоро она должна выровняться. К наступлению зимы ожидается снижение цен, так как закончится сезонный пик спроса на топливо.
«Что касается розничных цен, до конца года вероятно, что они не превысят темпы инфляции и будут скорее всего увеличиваться на уровне до двух рублей в месяц, а, вероятно, останутся в среднем диапазоне от 1 до 1,5 рублей», — считает аналитик.
На данный момент цены на топливо на независимых АЗС выше на 5-10 рублей за литр по сравнению с ценами на АЗС, принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), по словам Николая Баранова, руководителя проектов в ИГ «Петромаркет». «Если оптовые цены на нефтепродукты упадут, цены на независимых АЗС также снизятся, но не превысят уровень цен на АЗС ВИНК», — отмечает он. Эксперт полагает, что в целом розничные цены будут продолжать расти, соответствуя общей инфляции.
Такого же мнения придерживается Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». По его мнению, для обычных потребителей движение цен на бирже не имеет особого значения. Хотя цены на независимых АЗС останутся высокими некоторое время, они постепенно снизятся до уровня средних цен.
«Если, конечно, не произойдет каких-либо неожиданных событий. В общем, нет предпосылок для того, чтобы цены на бензин и дизель продолжали расти быстрее инфляции», — подчеркнул он.
Перестанет ли дорожать бензин – мнение эксперта
Властные органы приняли стратегическое решение о деактивации экспортных операций с целью приостановки роста тарифов на энергоносители, как сообщил экономист Василий Колташов.
«В текущем контексте мы сталкиваемся с существенным разрывом между текущим обменным курсом российского рубля и его ожидаемой стоимостью при учете текущей цены на нефть на мировом рынке,» пояснил он. «Нефть сегодня оценивается в $90 за баррель, в то время как доллар торгуется за 96 рублей. Эта несоразмерность подогревает инфляционные ожидания и угрожает возникновению инфляции во всех секторах экономики.»
Сейчас правительство активно заботится о предотвращении неизбежной инфляции. Запрет на экспорт энергетических ресурсов может стабилизировать цены на бензин в ближайшей перспективе, но экономист Колташов предупреждает, что это лишь временное решение.
«Решение, принятое правительством, вызывает споры с точки зрения перспектив развития экспортного рынка нефтепродуктов. Однако краткосрочным результатом будет укрепление российского рубля,» — добавил Колташов.
Схожие взгляды выразил и экономист Николай Кульбака, считая данное решение «выбором из двух зол», который призван сдерживать тенденцию роста инфляции на рынке энергетических ресурсов. «В России наблюдается увеличение цен на бензин. Действия правительства направлены на прекращение этой тенденции. Это, безусловно, не самое оптимальное решение, так как оно ограничит поступление иностранной валюты в страну. Фактически, это выбор меньшего из двух зол,» — прокомментировал он.
Также он подчеркнул, что иностранные средства, поступающие в Россию, быстро покидают ее из-за нестабильной экономической обстановки и роста инфляции. «Изъятие иностранной валюты из страны зависит не от того, сколько валюты поступает, а от того, сколько предприниматели хотят вывести. И они хотят вывести много средств, так как ситуация в российской экономике нестабильна и риски растут. Это нормальная реакция, и здесь мало что можно сделать,» — подчеркнул Кульбака.
👉 «Стоит покупать сейчас?»: что будет с долларом в ближайшее время в России осенью 2023 года – упадет ли опять, что ждет рубль
👉 «70 или 120?»: что ждет доллар в июле 2023 года — аналитики сделали новые прогнозы по курсу доллара на ближайшее время в России